رواه الترمذي ( 2038 ) وقال : حسن صحيح ، وأبو داود ( 3855 ) وابن ماجه ( 3436 ) .
Ибн Кайим сказал: «В достоверных хадисах содержится приказ лечиться, и он не противоречит упованию на Аллаха, как и не противоречит упованию на Аллаха утоление голода, жажды, избавление от жары и холода. Напротив, истина единобожия не будет полной без выполнения причин, которые установил Аллах, и которые приводят к результатам, как по предопределению, так и по Шариату. (К примеру, поглощение еды приводит к насыщению; поглощение еды в этом примере – это причина, а насыщение – результат – прим. пер.). А оставление причин умаляет значение упования, как и умаляет значение Шариата Аллаха и мудрости. Подобное умаляет упование в виду того, что человек, оставляющий причины, считает оставление их (средством) усиления упования. Воистину, оставление их – это проявление слабости, которая противоречит упованию. Ведь упование – это уверенность сердца в Аллахе в достижении того, что полезно рабу в этой и будущей жизни, и в избавлении от того, что вредит ему в этой и будущей жизни. Но наряду с этой уверенностью необходимо выполнять причины. А иначе он оставит мудрость и Шариат. И пусть раб не делает свою слабость упованием, а своё упование – слабостью» (Зад аль-ма‘ад. – Т. 4. – С. 15).
قال ابن القيم :
في الأحاديث الصحيحة الأمر بالتداوي ، وأنه لا ينافي التوكل ، كما لا ينافيه دفع الجوع والعطش والحر والبرد بأضدادها ، بل لا تتم حقيقة التوحيد إلا بمباشرة الأسباب التي نصبها الله مقتضيات لمسبباتها قدرا وشرعا ، وأن تعطيلها يقدح في نفس التوكل ، كما يقدح في الأمر والحكمة ، ويضعفه من حيث يظن معطلها أن تركها أقوى في التوكل ، فإن تركها عجز ينافي التوكل الذي حقيقته اعتماد القلب على الله في حصول ما ينفع العبد في دينه ودنياه ، ودفع ما يضره في دينه ودنياه ، ولا بد مع هذا الاعتماد من مباشرة الأسباب ، وإلا كان معطلا للحكمة والشرع ، فلا يجعل العبد عجزه توكلا ، ولا توكله عجزا
زاد المعاد ( 4 / 15 ) والله أعلم